Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
На прошлой неделе на сайте Минфина был опубликован проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины». На данный момент проект еще не внесен в Верховную Раду и имеет статус предварительного проекта для обсуждения с общественностью. Проект содержит ряд инициатив, направленных на стимулирование развития бизнеса и усовершенствование системы налогообложения, которые мы рассмотрим ниже.
1. Среди положительных нововведений стоит отметить то, что вышеупомянутый законопроект вполне ожидаемо уточняет порядок налогообложения процедуры реорганизации – как в отношении налога на прибыль, так и в отношении НДС.
На законодательном уровне предприятиям-правопреемникам налогоплательщика, реорганизующегося (ликвидирующегося) путем присоединения, преобразования, слияния, разрешается уменьшать финансовый результат к налогообложению на сумму отрицательного значения, которое учитывается у прекращающего свою деятельность налогоплательщика на дату утверждения передаточного акта.
В случае реорганизации путем деления и выделения правопреемникам разрешается учитывать отрицательное значение в размере, пропорциональном части получаемого ими имущества.
В отношении НДС предлагается в случае реорганизации путем присоединения или слияния разрешить передачу правопреемнику отрицательного значения, которое подлежит зачислению в состав налогового кредита следующего отчетного периода. При этом также уточняется, что такое отрицательное значение отражается в составе налогового кредита правопреемника в периоде, следующем после подписания передаточного акта.
2. Законопроект также предлагает отменить автоматическое бюджетное возмещение НДС и, соответственно, ввести единый реестр заявлений о возмещении НДС. На первый взгляд, отмену автоматического возмещения вряд ли можно считать положительным изменением. Но, с другой стороны, такой шаг демонстрирует: государство честно призналось в том, что система автоматического возмещения на практике не работает и вызывает больше вопросов, чем привносит упрощения в жизнь налогоплательщиков.
В частности, на данный момент наряду с существованием двух реестров заявлений о бюджетном возмещении (то есть, для автоматического возмещения и неавтоматического) на законодательном уровне не определена очередность удовлетворения подтвержденных заявлений о бюджетном возмещении, которые учитываются в «автоматическом» реестре и которые учитываются в «обычном» реестре. В связи с этим внедрение единого реестра все же внесет некоторую ясность в работу предприятий, генерирующих бюджетное возмещение.
На первый взгляд, отмену автоматического возмещения НДС вряд ли можно считать положительным изменением. Но, с другой стороны, такой шаг демонстрирует: государство честно призналось в том, что система автоматического возмещения на практике не работает
3. Либерализация сроков регистрации в едином реестре налоговой накладной/расчета-корректировки к ней, дающей право налогоплательщику-покупателю формировать налоговый кредит. Законопроект предлагает увеличение срока такой регистрации со 180 календарных дней до 365 календарных дней.
4. Введение налоговых каникул по налогу на прибыль до 31 декабря 2021 года для налогоплательщиков, годовой доход которых не превышает 3 млн гривен, а размер начисленной за каждый месяц заработной платы является не меньше двух минимальных заработных плат. Данной льготой смогут воспользоваться как вновь созданные предприятия, так и действующие (в т.ч. и бывшие плательщики единого налога), соответствующие определенным критериям, основной из которых – не превышение порога дохода в размере 3 млн гривен.
Примечательно, что данная льгота не распространяется на выплату дивидендов, к которой по-прежнему применяется авансовый взнос по налогу на прибыль в общем порядке (что позволяет не уплачивать данный взнос при выплате дивидендов физическим лицам).
Законопроект также перечисляет ряд видов деятельности, не совместимых с налоговыми каникулами, например, реализацию подакцизных товаров, внешнеэкономическую деятельность (кроме информатизации), оптовую торговлю, деятельность в сфере права и бухучета, инжиниринга и ряд других.
5. Особый режим налогообложения для физических лиц, которые ведут индивидуальную деятельность (розничная торговля, бытовые услуги населению), доход от которой не превышает 250 минимальных заработных плат (в 2016 году – 344 500 грн). Эти лица регистрируются в налоговых органах и ежемесячно уплачивают с такого дохода фиксированную сумму налога с доходов физических лиц (в 2016 году – это 137,80 грн).
Поскольку законопроект обязывает таких лиц по итогам года подать годовую декларацию по налогу с доходов физических лиц, указав в ней сумму дохода от индивидуальной деятельности, можно ожидать, что в случае принятия данного документа будут внесены изменения в действующую форму декларации об имущественном состоянии и доходах физических лиц.
Интернет-портал, Галина Мельник, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
http://forbes.net.ua/opinions/1420056-top-5-izmenenij-v-nalogovyj-kodeks-predlozhennyh-minfinom