Налоговая реформа попала в зависимость от МВФ
Налоговая реформа попала в зависимость от МВФ: фонд грозит прекращением финансирования Украины
--------------------------------------------------------------------------------
Разница в подходах к реализации налоговой реформы привела к противостоянию правительства с депутатами. Из вялотекущей стадии конфликт перешел в активную фазу: Министерство финансов и парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики в публичной плоскости начали спорить, чей проект лучше и какая из идей окажет больший эффект для бюджета, бизнеса, экономики страны.
Оценка потерь доходов казны после проведения либеральной комитетской реформы – 200 млрд грн, правительственной “все по 20%” – более 60 млрд грн. И компенсаторы дефицита существуют пока только в теории. Поэтому в конфликт уже вмешался Международный валютный фонд. МВФ угрожает приостановить программу финансирования Украины, даже если депутаты только зарегистрируют свой законопроект в парламенте.
Ультиматум МВФ
МВФ от предупреждений не делать лишних шагов к либерализации налоговой политики перешел к угрозам. Украина может лишиться поддержки фонда. И МВФ готов сделать такое заявление, если депутаты, работавшие в парламентском Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, не откажутся от идеи регистрации альтернативного правительственному проекта налоговой реформы. Сегодня в 10 утра глава комитета Нина Южанина провела финальную встречу с постоянным представителем МВФ в Украине Жеромом Ваше.
“Он пришел с категорическим заявлением и рекомендовал не вносить в парламент на регистрацию законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, иначе МВФ будет вынужден сделать заявление, что концепция не согласовывается с принятыми ранее решениями, и программа помощи Украине будет приостановлена”, – рассказала РБК-Украина Нина Южанина.
Риторика Ваше сводилась к тому, что депутаты занимаются популизмом накануне выборов в местные органы власти, а Президент, который оказывает поддержку либеральным идеям реформирования, идет на поводу у депутатов своей фракции.
“Я занимаюсь экономикой, и если бы мы хотели делать избирательную кампанию на налоговой реформе, то законопроект бы зарегистрировали еще две недели назад”,- отметила Южанина.
Только до конца года Украина должна получить от МВФ транш в размере 1,7 млрд долл. Еще 2,3 млрд долл. должны предоставить международные партнеры, которые ждут позитивного решения от фонда.
Напомним, полтора месяца комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики совместно с экспертами и бизнесом работал на проектом налоговой реформы. К оформлению идей в законопроект приступили через неделю после Нацсовета реформ при Президенте, где помимо депутатского видения, свои предложения представил и Минфин.
В правительстве знали, что депутаты работают над альтернативной версией налоговой реформы, профильный замминистра финансов Елена Макеева даже принимала участие в обсуждении его норм, позже, однако, отказавшись от этого. Более того, представители Государственной фискальной службы вместе с участниками рабочих групп искали варианты компромисса.
Предложенные изменения радикальны. Как сообщало РБК-Украина, помимо снижения ставок налогов (НДС с 20% до 15%, НДФЛ – с 15/20% до 10%, ЕСВ – в среднем с 41% до 20%), реформа предусматривает переформатирование структуры ГФС, внедрение электронного кабинета плательщика, упрощение отчетности, усовершенствование норм по трансфертному ценообразованию и системе электронного администрирования НДС, внедрение института налоговых консультантов. Кроме того, предполагается взимание налога на прибыль только с распределенной прибыли по ставке 15% (сейчас 18%).
“На встречах, которые у нас за все это время были с представителями МВФ, нам говорили, что не может быть речи о либеральной реформе,- рассказал собеседник РБК-Украина в комитете. – Год-полтора должно идти ужесточение, а только потом – послабление. Мол, сначала нужно побороть все коррупционные схемы: махинации с НДС, с зарплатами. Но мы говорили, что нельзя бороться с теневыми зарплатами, не снижая ставки”.
Нина Южанина добавила, что сегодня на встрече с МВФ была предпринята еще одна попытка показать фонду, что комитетская реформа заключается не только в снижении ставок, но и в изменении подходов к администрированию.
“Основа в том, чтобы убрать коррупционную составляющую, которая существует в сфере администрирования, в том числе и из-за высокой нагрузки”, подчеркнула она.
По ее словам, МВФ даже готов еще раз обсудить депутатский законопроект, когда миссия вернется в Украину в начале ноября.
“Мы должны дать старт обсуждению реформы, а без регистрации это будет невозможно, – пояснила Южанина. – Поэтому мы приняли решение зарегистрировать законопроект в понедельник, чтобы нас не обвиняли в популизме. И я попрошу министра финансов (Наталью Яресько, – ред.) встретиться со мной и обсудить законопроект, потому что нужно искать компромисс. Если реформа не будет воспринята органом, который ее будет реализовывать, то она даст негативный эффект”.
Напомним, миссия МВФ начала работу в конце сентября и приостановила ее в начале октября.
Экспертами МВФ оценивались два варианта налоговой реформы. По оценкам Минфина, комитетский законопроект может стоить бюджету потерями доходов в объеме 200 млрд грн, правительственный – более 60 млрд грн. Хотя ранее в министерстве прогнозировали “дыру” вдвое меньше.
Если версию депутатов уже можно неформально обсуждать и корректировать, то Минфин не готов обнародовать свой законопроект, пока его не согласует МВФ. Пока что общественность может довольствоваться лишь более расширенной и детальной презентацией. Правительственную реформу многие уже назвали “все по 20%” по причине того, что все основные ставки налогов в ней – налог на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСВ – предусмотрены на уровне 20%. Что эта реформа предполагает поменять в системе администрирования – пока не понятно.
В самом Минфине скептически относятся к альтернативной реформе. По словам Натальи Яресько, ни закон, ни простая логика не позволяют предлагать сокращение бюджетных доходов и при этом одновременно не говорить о сокращении расходов, чтобы “не разрушить экономическую стабильность”.
На чем экономить
МВФ настаивает на соблюдении одного из “маяков” программы кредитования – дефицит госбюджета не может быть выше 3,7% ВВП. Однако почему-то только сейчас в Минфине заявили о необходимости сокращения расходов, хотя работа над налоговой реформой велась еще с марта. Яресько готова к сокращению, но расходы каких министерств и ведомств могут “пойти под нож”- должны определиться сами профильные министры.
“Единственный реальный ресурс для реальной экономии – это экономия в сферах охраны здоровья, образования, соцобеспечения, нацбезопасности и обороны, так как налоги идут именно на эти целевые потребности”,- заявила Наталья Яресько.
При этом министр уверена, что Украина не может себе позволить сократить расходы на оборону, ведь неизвестно “как долго можно будет сохранять это хрупкое перемирие на востоке”. Урезать расходы на обслуживание долга также нецелесообразно.
Министр социальной политики Павел Розенко признал, что Минфин ведет переговоры с его ведомством. Но это все исключительно в направлении выделения “в полном объеме” компенсационных средств Пенсионному и соцфондам при снижении ставки ЕСВ.
По словам Яресько, политической воли на урезание госрасходов не было, но именно сейчас она настроена оптимистично.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер отметил, что уже давно назрела необходимость в проведении пенсионной реформы, в частности, введении третьего уровня накопительной системы – добровольной. Избравшим ее гражданам можно было бы предложить льготные условия налогообложения своих вкладов – взимать налоги с таких перечисленных доходов после получения пенсии.
“Также я сторонник платного образования, сокращения госзаказа. Но при этом должна быть прозрачная процедура получения стипендий”, – пояснил он.
“Поля сокращения расходов очень обширные и урожайные. Куда не ткни, везде есть возможность урезать, – заявил сокоординатор проектов группы Экономика и предпринимательство гражданской платформы “Нова країна” Павел Себастьянович. – Еще Каха Бендукидзе давал правильный совет – уберите министерство. Если никому не стало больно, значит, оно и не было нужно. И резать надо именно так – министерствами. А функции передавать профильным ассоциациям. А если в министерстве есть еще государственные предприятия, то о каком финансировании ведомства вообще идет речь?”
Однако ни одно из профильных министерств не хочет отказываться от миллиардных бюджетов, уверен он, поэтому расходы “раздуты”. Потому он рекомендовал отказаться от услуг ведомственных академий, агентств, а также отметил, что считает необходимым ликвидацию Министерства культуры.
Глава общественного совета при Минфине Владимир Козленко отметил, что концепция министерства предусматривает установление ставок и объемов налогов и сборов под необходимые расходы, но в кризисных условиях необходимо жить по средствам.
“Практически все статьи расходов должны быть пересмотрены и сокращены, но должна быть коммуникация без популизма. Да, многие чиновники будут недовольны, сокращены, но это единственный путь. Этот страшный термин “компенсаторы”… Экономия расходов бюджетных организаций через модернизацию системы госзакупок, сокращение госрасходов, прозрачная приватизация, помощь доноров для покрытия предполагаемого дефицита бюджета – все ради повышения инвестиционной привлекательности Украины, расширения базы налогообложения”, – резюмировал Козленко.
В то же время в налоговом комитете не согласны с расчетами Минфина и утверждают, что дефицит бюджета не превысит 14 млрд грн, а при оптимистическом сценарии даст дополнительно 17,6 млрд грн. По мнению депутатов, в своих расчетах Минфин не учитывал увеличения поступлений госсектора от сокращения расходов на оплату налогов (более 88 млрд грн), экономию на оплате труда в бюджетной сфере при снижении ставки ЕСВ (23,2 млрд грн), эффект от системы электронного администрирования НДС (21,6 млрд грн).
Кроме того, в комитете рассчитывают на детенизацию зарплат на уровне 25%, а это еще дополнительные 12,5 млрд грн.
“Нужно рассчитывать только на оживление экономики, только на детенизацию, только на создание новых предприятий и новых рабочих мест. И больше ни на что, – заявил Себастьянович. – Поиск компенсаторов – самое бесполезное занятие. Но и наиболее любимое нашими чиновниками. Это как если бы сердечнику рекомендовали похудеть, а он бы спросил, а чем он компенсирует свой вес?”
Пасхавер добавил, что МВФ давит на Украину, так как дефицит бюджета может быть больше, чем может разрешить кредитор, но спор должен решиться в процесс обычного торга.
“Я склонен к более либеральной реформе. Снижение ставок будет стимулировать бизнес и быстрее восстановит доходы бюджета. Но я бы хотел, чтобы эта реформа стимулировала и быстрое проведение реформ в других сферах”, – подчеркнул он.
В свою очередь глава набсовета Палаты налоговых консультантов, участник комитетской рабочей группы Ольга Богданова выразила опасения, что Минфин может откорректировать депутатский законопроект, и в результате выйдет нечто среднее, а не радикальное. Павел Себастьянович добавил, что только радикальными способами сейчас можно реанимировать экономику.
“Например, оставят ЕСВ 20%, и это затормозит детенизацию. Резать налоги надо радикально, только таким образом возможно реанимировать экономику”, – отметил он.
“Если реформы не будет, усилится выведение бизнеса за рубеж и в тень, что неминуемо снизит доходы бюджета еще больше и вызовет новую волну противостояния между предпринимателями и ГФС,- заявил Владимир Козленко. – Экономика продолжит стагнировать без позитивных сигналов. Вливания от МВФ будут проедаться. Пока мы сами не будем себе помогать, никто из внешних партнеров не будет в этом заинтересован. Бизнес на правительство будет влиять выводом капиталов, сворачиванием деятельности и уходом в тень. А это хуже акций протеста”.
Интернет-портал, автор Наталья Непряхина http://news.finance.ua/ru/news/-/361315/nalogovaya-reforma-popala-v-zavisimost-ot-mvf-fond-grozit-prekrashheniem-finansirovaniya-ukrainy