Завершение эры банковской тайны
Организация экономического сотрудничества и развития по праву считается одной из наиболее влиятельных в сфере контроля за оффшорной деятельностью. Кампания ОЭСР в отношении оффшоров официально стартовала в 1998 году. С того момента ОЭСР не прекращает принимать меры, которые значительно влияют на состояние оффшорных юрисдикций в целом.
Инициативы, предпринимаемые ОЭСР в первую очередь направлены на устранение вредоносных налоговых практик путем повышения уровня прозрачности оффшорных финансовых центров.
В последнее время стандарты, разработанные ОЭСР получили новую тенденцию. В настоящее время политика направлена не просто на эффективный обмен информацией между странами на основании запроса, но и на автоматический или спонтанный обмен информацией на международном уровне.
Так, в 2014 ОЭСР совместно с Большой Двадцаткой разработали международные стандарты по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах по налоговым вопросам (Standards for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters). Стандарты включают в себя два основных положения:
1. Модельное соглашение о сотрудничестве между компетентными органами (Model Competent Authority Agreement). Соглашение предусматривает ежегодный обмен информацией о финансовых счетах и их владельцах между подписавшимися странами на автоматической основе.
2. Единый стандарт по обмену информацией (Common Reporting Standard). Является по сути дополнением к модельному соглашению и включает в себя дополнительные разъяснения о том, что понимается под стандартом, какие требования предъявляются к финансовым институтам в процессе идентификации клиентов и передачи информации.
Соблюдение стандартов должно осуществляться несколькими этапами. Для начала, юрисдикция обязывается принять этот стандарт на национальном законодательном уровне, а в последствии подписать договор о сотрудничестве с другими юрисдикциями на основании модельного соглашения.
Информация, которая будет подлежать обмену включает в себя: данные о владельце счета (физическое или юридическое лицо), номер счета, баланс счета, полученные доходы в течении года (проценты, дивиденды, другие виды доходов).
На данный момент более чем 50 стран проявили свою готовность имплементировать стандарты в национальное законодательство и начать автоматический обмен информацией в 2017 году (такие страны как, Британские Виргинские острова, Кипр, Каймановые острова, Лихтенштейн, Нидерланды, Сейшельские Острова, Великобритания), и около 40 стран – в 2018 году (среди которых Австрия, Багамы, Китай, Сингапур, ОАЭ, Швейцария).
Обмен информацией будет касаться только счетов нерезидентов одного договаривающегося государства, которые находятся в налоговом ведомстве другого договаривающегося госудаства. Более того, резиденство будет определяться не на основе принадлежности к гражданству той или иной страны, а на основе налоговой принадлежности. Так, например, соглашение об автоматическом обмене информацией подписанное между Лихтенштейном и Швейцарией дает возможность обеим странам ежегодно обмениваться финансовой информацией только в отношении тех счетов, владельцами которых являются налоговые резиденты указанных стран.
Украины в списке готовых к сотрудничеству стран нет. Такая ситуация говорит о том, что на данный момент, как таковой угрозы по раскрытию информации в отношении украинских налоговых резидентов, которые имеют иностранные счета в других юрисдикциях не существует. Хотя, такая информация может быть затребована на основании Конвенции о взаимной помощи в налоговой области, которая была ратифицирована Украиной в 2009 году.
Кроме того, Украина присоединилась к Глобальному Форуму по налоговой прозрачности и в ближайшем будущем планирует вступление в членство ОЭСР. В свою очередь членство в ОЭСР предусматривает соблюдение всех стандартов, выработанных организацией. Учитывая такие тенденции, по всей вероятности вскоре украинский бизнес за рубежом также будет подвержен существенным изменениям.
Интернет-портал http://www.smartsolutions.ua/zavershenie-eryi-bankovskoj-tajnyi